ПЫШМИНСКАЯ СЛОБОДА
Первые русские поселения вдоль реки Пышма на земле вогулов (манси) и остяков (ханты) появились в начале XVII века. К этому времени здесь обосновались башкиры и близкие к ним сибирские татары, которые занимались охотой, рыбной ловлей и вели кочевую жизнь. Есть несколько точек зрения времени основания Пышминской слободы, например, «В Переписной книге Верхотурского уезда» Л. М. Поскочина 1680 года содержатся сведения о жителях Пышминской слободы с указанием времени их поселения. Среди указанных годов поселения самым ранним является 1653 год. Историк Г. Ф. Миллер относит основание Пышминской слободы к 1662 году. В «Географическом статическом словаре Российской империи» П. Семенова указывается на основание слободы в 1660 году».
Есть и альтернативные даты, например, 1646 год, согласно которому братья Ощепковы, раскольники из Великого Устюга, начали строительство Пышминской слободы. Первопоселенцами стали государственные крестьяне и гарнизонные казаки. В 1665 году слобода подверглась нападению башкир, была разграблена и сожжена. Заново отстроена и к 1680 году вместе с окрестными деревнями объединила 80 крестьянских дворов. В начале 1723 года приписана к Екатеринбургскому заводу. Крестьяне стали приписными и вынуждены были покидать дома на длительный срок для заводских работ. Поселок активно развивался после строительства Сибирского тракта. Движение от города Екатеринбург на Тюмень было открыто в 1763 г. Крестьянам вменялось в обязанность поддержание в порядке проезжей части, а также заготовка фуража для почтовых троек, предоставление ночлега и питания проезжим служилым людям. Ежегодно здесь проводились четыре ярмарки, с 1900 года – только два. В 1847 году открыто народное училище.
Новый этап в жизни поселка связан со строительством железной дороги (участок Екатеринбург — Тюмень). Несмотря на то, что часть крестьян лишилась прибыльного извозного промысла, начали развиваться ремесла: гончарное, кожевенное, кузнечное. Возможность отправлять товар на большие расстояния привело к появлению различных посреднических контор, складских и холодильных помещений. Основным перевалочным пунктом стала ст. Ощепково. .