Раздел «Зауральские башкиры» подготовлен с использованием текстовых и фотоматериалов из книги: К истории тюркского населения Южного Зауралья XVII XIX вв.: сборник документов. – Челябинск, 2020 г.
Здесь представлены фотографии из музейных собраний, отобразившие подвижные и стационарные жилища и хозяйственные постройки, домашнюю утварь, хозяйственный инвентарь и транспорт, повседневный семейный быт и традиционные праздники зауральских башкир начала XX в. Особенно ярко представлена на снимках традиционная одежда.
Башкиры ‑ один из наиболее многочисленных народов России. По переписи 2010-го года, его численность составила 1 584 554 человека. Самая многочисленная группа проживает в Республика Башкортостан, значительные по численности группы- в Челябинской, Курганской, Оренбургской, Свердловской и Саратовской областях. В Челябинской области проживает 162,5 тысяч человек.
Башкиры- народ с многовековой историей, проживающей на обширной, разнообразной по природным условиям территории. В складывании башкирского народа приняли участие разные этнические группы тюркского, финно-угорского, монгольского происхождения. В лесостепном Зауралье сложилась особая группа- зауральские башкиры. В настоящее время они проживают в Аргаяшском, Кунашакском и прилегающим к ним районах Челябинской области, в Сафакулевском и Алименьевском районе Курганской области, Учалинском районе Республики Башкортостан. Традиционное хозяйство башкир- полукочевое скотоводство, зимой они жили в обустроенных селениях- аулах, весной и летом кочевали вместе со скотом, несколько раз меняя место поселения. Было развито и земледелие, значительную роль играли добывающие промыслы- охота, рыболовство, бортничество.
Башкирский язык относится к тюркской группе алтайской языковой семьи. Башкиры в течении многих веков являются приверженцами ислама, который во многом определял повседневную жизнь верующих. В башкирском обществе долгое время сохраняло значимость деление на племена и роды. Зауральские башкиры входят в состав родоплеменных объединений Катай (родов: Улу-Катай, Бала-Катай, Валам-Катай), Айле, Табым (родов: Кара-Табым, Барым-Табым ), племени Сальют и родов Сынрян, Бекатин, Терсяк, Кувакам, Сызгы, Сарт, Калмак.
Башкиры у своих кошей. Екатеринбургский уезд Пермской губернии. 1911 год. Фото Н.Н. Введенского. Из альбома экспедиции Уральского общества любителей естествознания «Исследование Соймоновской долины». Фонды Свердловского областного краеведческого музея имени О.Е. Клера (СМ-14342. Ф-208/40б). С.Н.
На снимке группа башкир запечатлена на фоне юрт на сезонной кочевке в Соймоновской долине, расположенной в Екатеринбургском уезде Пермской губернии в 40 км. юго-западнее Кыштымского завода. Коническая форма куполов юрт образована прямыми жердями (уҡ), что позволяет отнести данный вариант к монгольскому типу башкирской юрты[1], широко распространенному в Зауралье. Юрты покрыты кошмами закрепленными веревками. У юрты справа хорошо видна дверная коробка с одностворчатой дверью, открывающейся наружу. К ручке двери прикреплена железная цепь, позволяющая запирать юрту изнутри. У юрт справа и в центре снимка в верху просматриваются конструкции не закрытых кошмами деревянных ободов сағараҡ, являющихся центральным связывающим элементом купола, верхним световым окном и местом выхода дыма от очага.
На снимке изображены башкиры разных возрастов в повседневной одежде. Основу женского костюма в начале XX в. составляли платье из узорной фабричной ткани и удлиненный камзол. Комплект мог дополняться фартуком из однотонной ткани с трапециевидной грудкой (у молодой женщины слева и девочки справа). На снимке можно увидеть особенности одежды женщин трех возрастных групп: у девочки справа голова не покрыта, у молодых женщин на головах большие покрывала, у пожилых женщин платки расправлены по спине и завязаны под подбородком за два соседних угла. Пожилой мужчина в центре в длинной, просторной рубахе күлдәк и широких штанах ыштан из светлой ткани (возможно домотканого холста (?)) с темными заплатами в районе колен. Рубаха с длинным вертикальным разрезом по центру груди, такие рубахи, как правило, имели у ворота шнурки-завязки. Молодые и пожилой мужчина, стоящий справа, в верхней одежде кәзәкей из покупной темной ткани, приталенных, с глухой застежкой и воротником-стоечкой. У пожилого мужчины из-под казакина видны широкие светлые штаны ыштан поверх сапог. В качестве головных уборов у мужчин помоложе – тюбетейки түбәтәй (у крайнего слева – с вышивкой, у сидящего на земле – с кистью на макушке), у пожилых башкир – шапки бүрек. У молодого мужчины (крайнего слева), у мужчины, сидящего на земле, и у девочки (на фото справа) хорошо видна обувь – сарыҡ с суконными голенищами, у пожилых мужчин – кожаные сапоги. У мужчины в светлой рубахе и у мужчины, сидящего на земле бороды очень характерной формы – обрамляющие лицо снизу.
Башкиры у юрты. Село Аргаяш Аргаяшского кантона БАССР. 1927 год. Фото Л.М. Сурина. Государственный архив Свердловской области (Ф. 1.Оп. 39. Д. 9289).
На снимке изображена группа женщин и девочки, стоящих у юрты. Коническая форма купола позволяет отнести юрту на снимке к монгольскому типу башкирских юрт.[2] На войлочном покрытии юрты над дверью видны аккуратно пришитые заплаты из белого войлока. Слева от юрты расположена традиционная конструкция из березовых жердей с жердевой крышей, предназначенная в том числе для сушки курута (ҡорот, ҡорт), вяления мяса и т.п. Слева от входа у юрты виден самовар, металлические ведра и чуть дальше коромысло. Пространство вокруг юрты огорожено жердевой изгородью.
Стоящие лицом девушки, молодые женщины и девочки одеты в целом традиционно. Однако можно видеть и некоторые наметившиеся изменения в одежде, характерные для первой трети XX в.: платья, молодых женщин, имеют несколько ярусов оборок по подолу, у девушек, стоящих справа и слева от входа, платья с плечевыми швами, округлой проймой, рукавом, скроенным с головкой – крой, пришедший на смену традиционной просторной туникообразной рубахе, с рукавами, вшитыми по прямой, с ластовицей снизу. Платье девушки, стоящей справа отрезное чуть выше линии талии «посажено по фигуре», традиционно даже отрезные платья сохраняли свободный силуэт. У девушки, стоящей слева можно видеть такой нетипичный для башкирского женского костюма элемент как широкий пояс на талии. Однако платья сохраняют традиционную длину до щиколотки, поверх платьев надеты довольно длинные камзолы, у двух женщин, стоящих справа можно видеть нагрудные украшения из кораллов и монет – яға, головные покрывала кушъяулык, у женщин третьей справа и крайней слева, стоящей боком, платки завязаны под подбородком за два соседних угла, у четвертой справа девушки платок расправлен по спине и завязан сзади за два соседних угла, у девушки, стоящей справа от двери, голова покрыта фабричной вязаной шелковой шалью, только маленькие девочки с непокрытыми головами.
Женщины-башкирки деревни Сары в коше. Деревня Сары (Сарина) Саринской волости Екатеринбургского уезда Пермской губернии. Август 1902 года. Фонды Пермского краеведческого музея (НВ-6330-109).
На снимке изображена группа молодых женщин и девушек в юрте, одетых в длинные платья с широкими рукавами, сшитые из фабричных узорных тканей. У двух женщин, сидящих в центре, хорошо видны темные камзолы с отделкой светлой тесьмой по краю. У всех на груди массивные украшения из кораллов и монет – нагрудники яға, а у крайней слева поверх нагрудника надета перевязь эмәйҙек. У большинства на голове покрывала кушъяулык, под которыми повязаны небольшие платки кескәй яуҙыҡ, у одной из женщин (крайней слева) под покрывалом – шапка ҡама бүрек с плоским верхом и меховым околышем, широко отороченным мехом выдры (?). У третьей слева женщины на голове ҡалпаҡ с мягкой лопастью и твердым околышем, украшенным вышивкой бисером по очелью.
На заднем плане хорошо видны конструкции юрты. Купольные жерди уҡ имеют прямую форму; также на снимке видна выходящая за верх решетки(чуть выше лоскутной занавески) верхушка воткнутого в землю кола, к которому крепятся звенья (ҡанат) решетки. Всё это позволяет отнести юрту к северному (монгольскому) типу башкирских юрт, согласно типологии Руденко[3]. На решетке и купольных жердях юрты развешана одежда, домашний текстиль, ниже лоскутной занавески хорошо видно покрывало из домотканой клетчатой пестряди, закрывающее решетку юрты.
Башкир деревни Сары с женою в коше. Деревня Сары (Сарина) Саринской волости Екатеринбургского уезда Пермской губернии. Август 1902 года (?). Фонды Пермского краеведческого музея (МОКМ-3592).
Фото сделано в той же юрте, что и фото 3. На снимке молодая башкирская супружеская пара в традиционной одежде. Мужчина в верхней одежда кәзәкей из фабричной темной ткани (сатина (?)), приталенного силуэта, с левосторонним запахом, глухой застежкой и воротником-стойкой. На голове түбәтәй с плоским верхом. Женщина в длинном просторном платье из фабричной ткани с набивным цветочным довольно крупным рисунком, по низу подола нашита шелковая лента. Хорошо виден комплекс нагрудных украшений из кораллов и монет: нагрудник яға и перевязь эмәйҙек. На голове покрывало кушъяулык, под которым повязан платок кескәй яуҙыҡ с набивным цветочным рисунком. Край покрывала у лица отогнут и видна подшитая по краю внутреннего подклада полоса позумента. На ногах у обоих сарыки сарыҡ – кожанная обувь на мягкой подошве с высокими суконными голенищами. Справа от женщины лежит свернутая верхняя одежда из темной фабричной ткани (сатина (?)), обшитая по краю полосой позумента (камзол (?) или елән (?))
Башкирские женщины пьют кумыс. Деревня Урусбаево Троицкого уезда Оренбургской губернии. 1905 год. Материалы Уральского общества любителей естествознания. Фонды Свердловского областного краеведческого музея имени О.Е. Клера. (СМ-14342. Ф-534/6)
На снимке запечатлены женщины в традиционной одежде: в платьях из цветастых фабричных тканей, в нагрудниках из кораллов и монет яға и головных покрывалах кушъяулык. Покрывала накинуты у некоторых поверх небольшого платка-повязки, у других – поверх колпачка (ҡалпаҡ). У некоторых женщин на руках видны парные браслеты и кольца.
Женщины сидят возле юрты, на траве вокруг домотканого паласа, поверх которого расстелена домотканая скатерть из клетчатой пестряди. На скатерти стоит деревянная посуда для кумыса, в центре – глубокая цельнодолбленая чаша табак со следами ремонта (накладкой из белой жести), над верхним краем которой хорошо видна резная рукоять ковша ижау.
Войлочное покрытие юрты отогнуто для проветривания. У юрты установлен стволик дерева с крупными сучьями, на котором развешаны элементы гужевой и верховой упряжи (хомут (ҡамыт яғы) с гужами и шлеей, деревянный остов седла (эйәр) с путлищем и стременами). На заднем плане жердевая изгородь, к которой привязаны лошади. Хорошо различим тарантас – легкая колесная повозка с плетенным из ивового прута кузовом.
Башкирские женщины за чаем. Деревня Урусбаево Троицкого уезда Оренбургской губернии. 1905 год. Материалы Уральского общества любителей естествознания. Фонды Свердловского областного краеведческого музея имени О.Е. Клера. (СМ-14342. Ф-534/5)
На снимке изображены башкирские женщины с детьми, сидящие на траве, перед ними расстелен кусок белого войлока, на котором стоит самовар и тарелки с угощением. Три женщины одеты в верхнюю одежду елән, отороченную по краям парными полосками тесьмы (позумента), а одна – в светлое платье и камзол (необычно, что камзол надет поверх нагрудника). Все женщины в нагрудниках яға, на головах у них – цветастые покрывала кушъяулык, у крайней справа – белая тонкая вязаная пуховая шаль (шәл). Края платков отогнуты, на них нашиты парные полоски тесьмы. У крайней слева под покрывалом повязан на голове небольшой платок кескәй яуҙыҡ. У двух женщин справа под покрывалом и шалью читается ҡалпаҡ скруглым плоским верхом. Маленькая девочка на фотографии босая, но ее костюм во многом соответствует одежде взрослых. Поверх платья на ней надет камзол, а голову покрывает расправленный платок. Одежда мальчика тоже вполне «взрослая»: на голове тюбетейка, а в качестве верхней одежды – казакин (кәзәкей).
Башкирская девушка Хашифа Бейбулатовна. Деревня Урусбаево Троицкого уезда Оренбургской губернии. 1905 год. Материалы Уральского общества любителей естествознания. Фонды Свердловского областного краеведческого музея имени О.Е. Клера (СМ-14342. Ф-534/1).
На снимке изображена башкирская девушка в традиционной одежде: платье из светлой фабричной ткани с набивным рисунком, украшенное по подолу нашивками двух тёмных лент, камзоле из темного однотонного материала, верхней одежде елән. Края верхней одежды обшиты в два ряда тесьмой(вероятно позументом), углы пол подчеркнуты диагональными нашивками такой же тесьмы. Поверх камзола надет нагрудник из кораллов и монет яға. На голове у молодой башкирки платок-повязка кескәй яуҙыҡ, поверх которого накинуто покрывало кушъяулык. У лица внутренний край головного покрывала отогнут наружу; на темной подкладке покрывала инес, пришивавшейся в его передней части, предназначенной для отворота, нашиты вдоль края две полосы светлой тесьмы (позумента (?)).
Башкирская девочка Мафитуха. Деревня Урусбаево Троицкого уезда Оренбургской губернии. 1905 год. Материалы Уральского общества любителей естествознания. Фонды Свердловского областного краеведческого музея имени О.Е. Клера. (СМ-14342. Ф-534/2)
Девочка-башкирка в традиционной одежде стоит на веранде. На девочке платье из фабричной ткани с набивным рисунком, камзол из темной однотонной материи; голову покрывает фабричный ситцевый платок-повязка кескәй яуҙыҡ. Костюм дополняет небольшой детский нагрудник яға. На нагруднике в нижнем углу хорошо различима сканая бляшка с сердоликовой (?) вставкой (подобные бляхи обычно нашивались симметрично); также читаются крупные пластинчатые чеканные бляшки на концах подвесок в центральной части яги и небольшая сканая бляшка на коралловой бахроме в центре. Уши девочки украшают удлиненные серьги.
Молодая Башкирка. Деревня Урусбаево Троицкого уезда Оренбургской губернии. 1905 год. Материалы Уральского общества любителей естествознания. Фонды Свердловского областного краеведческого музея имени О.Е. Клера. (СМ-14342. Ф-534/4)
На снимке молодая башкирка в повседневной одежде стоит на улице перед воротами усадьбы, огороженной со стороны улицы довольно высоким бревенчатым забором пазово-столбовой конструкции. На женщине бархатный камзол старинного кроя с застежкой у горла. Покрывало кушъяулык из барановских платков накинуто поверх небольшого платка-повязки кескәй яуҙыҡ с набивным цветочным рисунком. Единственным видимым украшением являются длинные серьги.
Фото № 10 из альбома «Челябинский уезд. Типы селений. III». Деревня Мосеева (Моисеева) Черлинской волости Челябинского уезда Оренбургской губернии. Начало ХХ в. Фото П.А. Шихова (?) Фонды центра историко-культурного наследия Челябинска (ОФ-170. А-69. Фото 10).
На фотографии сидят рядом женщина и девочка подросток. На женщине длинное платье из однотонной темной фабричной ткани с длинными и широкими рукавами, длинная безрукавка камзул из однотонной фабричной ткани более светлого оттенка. Платок у женщины расправлен по спине и завязан за два соседних угла под подбородком. У девочки платок сложен по диагонали и завязан за противоположные углы под подбородком. Рукава платья девочки узкие и не достают запястий. Очевидно, что женщина и девочка демонстрируют две различные костюмные традиции. Костюм женщины характерен для тюркского населения Зауралья (башкир и татар), а девочку вполне можно принять за русскую. При этом на альбомном листе под снимком имеется надпись: «Дер. Мосейка. Мордва». Очевидно, имеется в виду деревня Мосеева (Моисеева) Черлинской волости Челябинского уезда Оренбургской губернии, население которой составляли башкиры. Вероятно, на фотографии запечатлена башкирка из Мосеево, а этническая принадлежность девочки отражена в аннотации к фото. Можно только догадываться по какой причине они сидят рядом, прижавшись друг к другу.
Башкир Кузьяр. Деревня Урусбаево Троицкого уезда Оренбургской губернии. 1905 год. Материалы Уральского общества любителей естествознания. Фонды Свердловского областного краеведческого музея имени О.Е. Клера. (СМ-14342. Ф-534/4)
На снимке молодой башкир в традиционной одежде. На мужчине рубаха из фабричной хлопчатобумажной ткани с мелким цветным набивным рисунком, безрукавка камзул из темной однотонной ткани с запахом на левую сторону и застежкой на пуговицы, тюбетейка түбәтәй с округлым верхом, с кисточкой.
Башкиры, приготовляющие угощение на Сабантуе. Июнь 1904 года. Фонды Пермского краеведческого музея (НВ-6330-108).[5]
На переднем плане хорошо виден процесс приготовления праздничного угощения (бишбармак): в ровик, заполненный раскаленными углями, в ряд поставлены чугунные казаны, в которых варится мясо, чуть поодаль стоят бондарные кадки и казаны с водой, рядом с мужчинами деревянные чаши (табак), вероятно, предназначенные для выкладывания готового блюда. В руках у мужчин железные ковши с длинными деревянными рукоятями, у мужчин справа – заостренные деревянные палочки (для проверки готовности мяса (?)). Справа на заднем плане просматривается большое деревянное долбленое корыто, в котором хорошо различима горка колбас.
Также на фотографии отражены многие элементы традиционного башкирского мужского костюма: длинная широкая белая рубаха, носимая в роспуск (без пояса), темная верхняя одежда, подпоясанная кушаком, обувь с суконными голенищами сарыҡ. Разнообразны головные уборы: тюбетейки (түбәтәй), меховые шапки бүрек, цельнокатаные войлочные шляпы.
Группа башкирских детей. Сысертский завод. 1900-е годы. Автор Д.П. Соломирский. Материалы Уральского общества любителей естествознания. Фонды Свердловского областного краеведческого музея имени О.Е. Клера. (СМ-14342/870 Ф-83/32).
На снимке группа мальчиков-подростков и двое молодых мужчин в рабочей одежде. Сидят на улице на фоне высокого бревенчатого забора пазово-столбовой конструкции. Справа виден опорный столб и створка высоких тесовых ворот.
Верхняя одежда запечатленных – овчинные шубы тире тун, темные суконные чекмени сәкмән. Чекмени подпоясаны, у большинства – скрученные тканевые пояса, у мальчика, сидящего во втором ряду (крайнего слева) различим неширокий тканный (?) пояс. У мужчины, сидящего в ряду с мальчиками и у мальчика в первом ряду (крайнего слева) видны заткнутые за пояс ножи с деревянными (?) рукоятями, в ножнах. На ногах у всех сарыҡи, головные уборы – меховые шапки бүрек. У мужчин на руках рабочие рукавицы.
Жилища башкир района зауральских озер. Изба без крыши. 1905-1912 годы. Материалы Уральского общества любителей естествознания. Фонды Свердловского областного краеведческого музея имени О.Е. Клера (СМ-14342. Ф-535/2).
На снимке изображена группа башкир: мужчины и мальчики стоят на фоне однокамерной срубной постройки без крыши. Постройка поставлена на землю без фундамента. Над срубом видна круглая металлическая труба печи. На двух видимых стенах расположены по одному окну, окна остекленные, без наличников. Со стороны двора к стене сруба пристроена некапитальная постройка с плетневой стеной и жердевой крышей из тонких березовых стволиков, покрытой войлоком (?). С другой стороны постройки хорошо виден длинный плетень из тонких березовых стволиков с ветками, очень типичный для лесостепного Зауралья. На заднем плане за оградой различимы стога сена. Предположительно постройка находится во дворе и выполняет функцию летней кухни.
На изображенных на снимке мужчинах и мальчиках представлены почти все распространенные типы мужской верхней одежды – тканевые камзолы камзул (верхняя одежда без рукавов) и казакины (кәзәки, бишмәт), суконные чекмени сәкмән, меховые шубы тун. На головах тюбетейки түбәтәй как с округлым, так и с плоским верхом, шапки түңәрәк бүрек. Почти на всех обувь с суконными голенищами сарыҡи (можно рассмотреть даже пестрые, плетеные шнурки-завязки для голенищ (ҡыçмау, ҡуңысбау)). На одном из сидящих мальчиков – кожаные галоши. На углу сруба сидит пожилой мужчина в темной маске (?), закрывающей часть лица, с круглыми линзами-очками в металлической оправе.
Башкиры рыболовы на берегу озера Увильды. Екатеринбургский уезд Пермской губернии. 1907 год. Материалы Уральского общества любителей естествознания. Фонды Свердловского областного краеведческого музея имени О.Е. Клера (СМ-25367/35. Ф-172).
На снимке изображен стан рыбаков-башкир. Слева на снимке видно временное жилище асалык – полуземлянка с плетневой надземной частью прямоугольной формы, частично обложенной дерном, с плоской крышей. Слева за жилищем просматривается часть колесной повозки, справа стоит легкая колесная повозка тарантас с поднятыми оглоблями и прислоненной к нему дугой. У входа в жилище стоит беременная женщина в длинном платье из пестрой ткани с набивным рисунком, темном камзоле, на голове – покрывало кушъяулык. Несколько правее на земле сидит женщина с ребенком. В центре снимка группа мужчин, расположились на земле полулежа. У одного в руках весло. Вдоль зарослей кустарника по берегу озера установлены два ряда кольев, на которые развешаны сети для просушки. Один из мужчин поправляет сети (?). Справа на переднем плане спуск к озеру. Виден нос лодки, лежащие на земле сети, стоящие морды мурҙа – плетеные из ивового прута приспособления для запорного рыболовства.
Башкир-ловец с мордами на озере Кызыл-таш. Из альбома «Зимний лов рыбы на озерах Зауралья». Екатеринбургский уезд Пермской губернии. Начало XX в. Материалы Уральского общества любителей естествознания. Фонды Свердловского областного краеведческого музея имени О.Е. Клера (СМ-14342 Ф-652/5).
На переднем плане башкир в зимней одежде. На мужчине темный чекмень сәкмән, круглая меховая шапка бүрек и обувь с суконными голенищами сарыҡ. В руке он держит пешню – приспособление для выдалбливания лунок во льду.Слева от него плетеные из ивового прута морды мурҙа – ловушки для рыбы, справа – санки, рядом в снегу лежит штыковая лопата, рыболовный инвентарь. На заднем плане еще один ловец с санями в конной упряжке. Сани с высокими копыльями, приспособленные для езды по глубокому снегу. Подобные сани использовались для зимней охоты и рыбалки.
Санная подвода с башкирами. 1905-1912 годы. Материалы Уральского общества любителей естествознания. Фонды Свердловского областного краеведческого музея имени О.Е. Клера.(СМ-14342. Ф-537).
На переднем плане башкирская семья (?) в санях. Пожилая женщина и мужчина сидят в повозке, мальчик правит. На всех однотипная зимняя одежда – темные чекмени сәкмән, меховые шапки бүрек. У женщины под шапкой с высоким меховым околышем и округлым верхом виден полотенцеобразный головной убор таҫтар. Пожилой мужчина обут в валенки, у мальчика на ногах лапти (сабата) (?).
На снимке хорошо видна упряжь и повозка: одиночная дуговая оглобельная запряжка и сани с высокими копыльями, позволявшими ездить по глубокому снегу.
Справа на заднем плане вид двора с пазово-столбовым бревенчатым забором и срубными хозяйственными постройками: добротной высокой клетью с галереей (?) на уровне второго яруса и пазово-столбовым сараем с открытым фронтоном.
Зимняя детская игра. Село Аргаяш Аргаяшского кантона БАССР. 1924 год. Фото Л.М. Сурина. Государственный архив Свердловской области (Ф. 1.Оп. 35. Д. 4981).
На снимке группа мальчиков играют в игру с самодельными клюшками и тряпичным мячом. Мальчики в зимней одежде, преимущественно в овчинных шубах тире тун, двое (второй справа и второй слева) в чекменях сәкмән. У мальчика справа чекмень традиционного черного цвета, а у мальчика слева из ткани в крупную клетку. На головах меховые шапки бүрек, у мальчика, стоящего справа у забора, шапка типа малахая или ушанки. На ногах у детей валенки или сарыки. Все дети в варежках, у мальчиков, стоящих в кругу варежки вязанные. Поодаль стоит девочка в темной верхней одежде, темных валенках, белых вязанных варежках, на голове шерстяной платок, сложенный по диагонали треугольником и завязанный спереди за два конца («по-русски»).
На заднем плане срубная однокамерная изба с двускатной крышей на столбовых опорах с открытым фронтоном. Слева от дома виден фрагмент плетня, справа – открытые ворота рамной конструкции и фрагмент забора пазово-столбовой конструкции. В глубине двора видна плетневая хозяйственна постройка.
Общение молодежи. Село Аргаяш Аргаяшского кантона БАССР. 1924 год. Фото Л.М. Сурина. Государственный архив Свердловской области (Ф. 1.Оп. 39. Д. 9308).
На снимке парень и девушка разговаривают через плетень, держась за руки. Мужчина в зимней одежде: овчинной шубе тире тун, меховой шапке бүрек, на ногах – сарыки сарыҡ. Шуба подпоясана широким поясом, на руках овчинные варежки. На голове девушки покрывало кушъяулык. Плетень, традиционный для зауральских башкирских деревень – из молодых березовых стволиков с ветками.
Женская трапеза. Село Аргаяш Аргаяшского кантона БАССР. 1924 год. Фото Л.М. Сурина. Государственный архив Свердловской области (Ф. 1.Оп. 35. Д. 5013).
На снимке группа женщин и девочка пьют чай, расположившись на нарах урендык в деревянном доме. На заднем плане беленая деревянная стена. На нарах расстелены стеганное одеяло из пестрой фабричной хлопчатобумажной ткани с набивным цветочным рисунком и лоскутный коврик, поверх которых постелена домотканая (?) скатерть. На скатерти стоит самовар, чашки с блюдцами, небольшая деревянная точеная чаша табак Женщины пьют чай, наливая из чашек в блюдца. Все взрослыеженщины одеты в традиционную одежду, а девочка в кофте с юбкой – совершенно не типичный комплект для башкирской женской одежды, волосы девочки не заплетены в косы.
Башкирка с детьми. Село Аргаяш Аргаяшского кантона БАССР. 1924 год. Фото Л.М. Сурина. Государственный архив Свердловской области (Ф. 1.Оп. 35. Д. 5181).
На снимке женщина с двумя детьми сидят на нарахурендык в деревянном доме. В углу нар сложены свернутые постельные принадлежности. Справа от женщины читается не вошедшая в кадр фигура еще одной женщины. Женщина и дети одеты традиционно: на женщине длинное пестрое платье из хлопчатобумажной (?) ткани с набивным цветочным рисунком, нагрудник из кораллов и монет яға, покрывало кушъяулык. Одежда девочки ничем не отличается от одежды взрослой женщины, за исключением отсутствия яға. Камзол у нее обильно расшит монетами, хорошо видна подбородочная тесьма hағалдырык, украшенная цепочкой из фигурных звеньев с монетками на концах, под покрывалом кушъяулык колпачок с плоским верхом и вышитым бисером по очелью околышем. Младенец на руках у матери одет в клетчатую рубашку күлдәк, штаны ыштан, камзольчик, на голове тюбетейка түбәтәй.
Башкирская семья из Халитово. Село Халитово Аргаяшского кантона БАССР. 1928 год. Семейное собрание.
На фотографии запечатлены две женщины разного возраста в традиционной одежде (возможно, мать и дочь) и молодой мужчина. На головах женщин покрывала кушъяулык, накинутые на колпачки. Сторона покрывала, обрамляющая лицо, отогнута и обшита с изнанки позументом, украшена монетами. Грудь женщин украшают нагрудники яға. Костюм старшей женщины дополнен верхней одеждой елән. Костюм молодой башкирки красочнее: ее колпачок вышит, платья сшито из ткани с ярким крупным рисунком, запястье украшает браслет, а на пальцах – кольца с монетками. На ногах у женщин валенки. Мужчина одет в пальто с отложным воротником, на голове мерлушковая шапка түнәрәк бүрек.
[1] Шитова С.Н. Традиционные поселения и жилища башкир. М.: Наука, 1984. С.132.
[2] Шитова С.Н. Традиционные поселения и жилища башкир. М.: Наука, 1984. С.132.
[3] Руденко С.И. Башкиры: Историко-этнографические очерки. –Уфа: Китап, 2006. С.175
[4] Список населенных мест Челябинского уезда. Челябинск; Издание Уездного земства.1916. С.153
Аналогичная фотография опубликована в монографии Руденко «Башкиры» (Руденко С.И. Башкиры: Историко-этнографические очерки. –Уфа: Китап, 2006. С.237) с подрисуночной подписью «Праздник hабантуй. Варка мяса. Катайцы» в подборке фотографий, иллюстрирующих различные моменты проведения праздника у башкир-катайцев. Не в атрибуции снимка из ПКМ, не в издании не указано место проведения съемки. Можно предполагать, что это одна из деревень башкир-катайцев Пермской губернии.