Информация о рудных богатствах или о поисках руд в нашем крае появляется в письменных источниках уже после вхождения Южного Урала Российского государства. Применительно к XVIIв. известно только об экспедиция по поиску серебряных руд и добыче слюды.
Экспедиция, которой в разное время руководили М. Селин и воевода Я.Хитрово, работала в 1669–1773 в районе современных Златоуста, Миасса, Озерска (QR). Слюда добывалась с 1689 г. по рекам Ую И Увелке до начала XVIIIв и отправлялась сначала в Москву, а потом в Петербург.(QR)
В середине XVII в. в России стала особенно остро ощущаться нехватка своего серебра. Серебро являлось основным платежным средством и отсутствие запасов серебряных руд вынуждало Россию пользоваться импортным металлом. Царь Алексей Михайлович организовал сбор информации о признаках серебряной руды в разных местах государства, а затем направил несколько экспедиций на проверку полученных сведений и поиски руды. Одна из таких экспедиций работала, в 1669–1773 гг., в наших краях. Поиски руды начались в 1669 г. Для работ был создан специальный полк численностью более 2000 человек. Кроме солдат, которые должны были, очевидно, выполнять и функции работников, в состав экспедиции входили различные специалисты. Для рудного дела: рудознатный мастер КристианДробыш, его ученик КарлисРимит (Карлус Риман), мастера серебряного дела – ЯганИнсберх и Яков Блуд. Вспомогательный, или обеспечивающий персонал составляли: 4 каменщика, 4 кирпичника, 4 печника, 12 плотников, 2 сапожника для изготовления мехов, обручник и угольный мастер, 2 серебряных мастера, 2 котельника, 6 кузнецов с инструментом и лекарь. Полевыми изысканиями 1669 г. руководил сам тобольский воевода стольник Петр Иванович Годунов. Отряд работал у впадения рек Тесьм в реку Ай. Полученные 10 пудов образцов руды были отправлены в Москву с КристианомДробышем.
В 1670 г. работы на горе между речек Тасьм продолжил М. Селин. В это время был произведен новый «набор» иностранных специалистов, которых привезли из Германии (то есть из германских земель) в Москву в сентябре этого года. Параллельно отряду Селина проводились работы на другом участке, который был выявлен после нового допроса старца Лота. Новое перспективное место называлось Биабья гора и находилось в 20 верстах от оз. Иртяш. Работы на Биабьей горе возглавлял тобольский сын боярский Федор Фефилов. Руда, добытая в ходе работ М. Селина при выплавке дала 7–8 золотников серебра на пуд руды.
В конце 1671 года был назначен новый руководитель работ – думный дворянин, воевода Яков Хитрово. В 1672 г. был поставлен Уральский острожек, или Уральский городок между речек Тасьм, городок, который должен был служить базой экспедиции: «…рубленой неболшой городок, а по мере государь того городка две стены по сорока по пяти, две стены по тритцати сажен, а над углы и над вороты башни четвероугольные». Поисковые работы велись в различных местах в 1672 г. и в 1673 г. В результате серебряная руда так и не была обнаружена. Весной 1673 г. последовал царский указ о переносе работ в Ярославский уезд.
Есиповская летопись рассказывает об этом так: «Того ж году (1672 – Г.С.) прислан с Москвы в Тоболск думной дьяк Яков Тимофеевич Хитрово, а с ним в товарыщи сын евоВенедихт да с приписьюподьячей Еремей Полянский на Уралские горы и на Синару реку для прииску серебреной руды. И с ним посланы были исТоболска в службу и работу и для подвод ратные люди и пашенные крестьяне. И на тех Уралских горах построен был город со всяким строением. И был в Сибири по 1673 год а на тех горах серебреной руды не сыскалось. И по указу уехал с сыном к Москве а тот город сжек со всем строением». Экспедиция не нашла и месторождения золота, одно из которых находилось относительно недалеко от места поисковых работ, в долине реки Миасс, в районе, где позже был поставлен Миасский медеплавильный завод (ныне город Миасс).
Слюда — материал достаточно важный использовалась для «остекления» окон: пластинки слюды вставляли в небольшие рамы – «окончины», чтобы в жилища попадал дневной свет. Стекло вплоть до конца XVIII – начала XIX веков было слишком дорогим, чтобы стать массовым материалом. Можно привести пример: когда в Челябинске в 1744 году строили воеводский дом и провинциальную канцелярию, то казака, который умел делать «стеклянные окончины» вызывали из Миасской крепости. Причем, указывалось, что если он отправлен на линейную (пограничную) службу, то его следует отозвать и срочно направить в Челябинск. Людей, которые имели опыт обращения со стеклом, были считанные единицы. А слюда была гораздо дешевле, хотя назвать ее совсем дешевым материалом все же нельзя. Именно слюда стала первым минералом, разработки которого приняли достаточно большой размах в наших краях в XVII веке. Как сообщали в одной из челобитных зауральские крестьяне: «Во 197-м и 198-м (1689–1691) годах по указу блаженныя памяти великого государя царя и великого князя Иоанна Алексеевича и великого государя царя, и великого князя Петра Алексеевича посланы грамоты из Сибирского приказу в Сибирь в Тобольск, велено близ Уральских гор в гороже, в каменю промышлять на них великих государей слюду, а в промысле и в присылке ис Тобольска к Москве в Сибирский приказ слюды 900 пуд, в продаже по 3 руб. пуд». Объем добытой слюды составил 900 пудов или почти 1,5 тонны. Правда не понятно – было ли ее столько добыто за год, или это общий объем добычи.
Эта история имела продолжение – в 1690-х годах добыча слюды на территории Тобольского разряда была отдана в монопольное содержание подъячему приказной палаты Якову Лапину. Он жаловался, что крестьяне Новопышминской слободы «на приискныхевослюдных местах утайкою слюду промышляли и на Ирбитцкойярманке продавали» Яков Лапин имел разрешение на разработку тех месторождений, где до этого «промышляли слюду на великих государей», а также на поиск и эксплуатацию новых «вновь слюдных мест». В 1693 г. на добыче слюды у Я. Лапина работало 100 человек, которых возглавлял его племянник Иван Коляев. Как пишет А.А. Преображенский, промысел Я. Лапина был расположен по рекам Ую и Увелке. Место расположения рудников, которые, разрабатывал Я. Лапин, можно уверенно определить с помощью еще одной карты С.У. Ремезова – «Чертеж» к «доезду» полковника Л.А. Парфентьева. Эта карта была составлена примерно в 1709 году. Как видим, промысловые избы Лапина в ту пору ещё стояли.
Промысел слюды продолжался в 1720-х годах, причем слюду направляли уже в Петербург. Продолжился он и после того, как территория, на которой велась разработка месторождений слюды, оказалась в отводе Чебаркульской крепости. Но занимались добычей слюды теперь уже казаки этой самой крепости. На спад спрос на слюду пошел в конце XVIII века, когда стекло постепенно перестает быть предметом роскоши, а становится обычным материалом для остекления окон, хоть и не очень дешевым.
Рудники различных эпох есть в разных местах Южного Урала от степной зоны до горно-таежной. В XVIII веке их обычно называли «чудскими» в северных районах и «татарскими» копями в степной зоне.
К.и.н. Самигулов Г. Х.