В разделе «Казахи Зауралья» использованы материалы из книги К истории тюркского населения Южного Зауралья XVII XIX вв.: сборник документов. – Челябинск, 2020 г.
Казахи – третий по численности тюркский народ юга Челябинской области. Их численность по переписи 2010 г. составляет более 35 тысяч человек. Основное население Казахстана и смежных с ним районах Китая, Узбекистана, Киргизии.Казахи Челябинской области исторически расселены в ее южных районах:Агаповском, Нагайбакском, Бредин-ском , Кизильском, Карталинском, Чесменском , Троицком и др.
Антропологически казахи относятся к южносибирской расе. Язык — казахский, входящий в кыпчакско-ногайскую подгруппу кыпчакской группы тюркских языков. Казахский этнос сложился в XV веке после объединения тюркских и монгольских племёнЕще до появления на рубеже XVII –XVIII веков русского населения в лесостепном Зауралье казахские роды кочевали на территории степного Зауралья в Урало-Тобольском междуречье, южнее реки Уй и восточнее реки Урал (Яик). Река Урал (Яик) по утверждению П.И. Рычкова – «…исстари разделяет башкирцев с киргиз-кайсакам»[1]. По сведениям современников,в XVIII в. по левому восточному берегу Урала (Яика) вверх к истокам кочевали казахи (киргиз-кайсаки) Младшего жуза племени жетыру (семиродцы) рода жагалбайлы, а вдоль южного берега реки Уй к Тоболу казахи племени кипшак родов карабалык и кольденнен Среднего жуза. Со второй трети XVIII в. казахские жузы первоначально Младший, а затем и Средний становятся российскими протекторатами. После сооружения Оренбургской пограничной линии в некоторых крупных линейных крепостях (Оренбург, Троицкая крепость и др.) для ведения торговли с Туркестаном и соседним казахским населением были открыты меновые дворы. Очень быстро значительная часть казахских родов была широко вовлечена в приграничную меновую торговлю[2]. Со временем напротив некоторых крепостей, на противоположных берегах рек появляются первоначально временные, а затем постоянные казахские аулы, т. к. крепости служили защитой для прилинейного казахского населения от нападения враждебных родов.
В 30-е годы XIX века, через сто лет после принятия российского подданства казахами, по инициативе оренбургского военного губернатора графа В.А. Перовского. для сокращения протяженности пограничной линии было принято решение провести новую пограничную линию от Орской крепости на р. Урал к укреплению Березовскому на реке Уй. Это вызвало непонимание со стороны лояльных представителей казахских родов, кочевавших на данной территории и считавших себя верными поданными Российской империи. По их многочисленным просьбам императором Николаем I было принято компромиссное решение разрешить пользоваться зимними кочевьями в местах прежнего проживания. Однако на лето казахи должны были откочевывать в степь за Новую линию. Для пересечения линии выдавались специальные билеты. Позднее казахам было разрешено и в летний период оставаться в пределах Новолинейного района[3].
В конце XIX века часть земель бывшего Новолинейного района на востоке, где имелись казахские аулы были переданы из состава земель Оренбургского казачьего войска в состав соседней Тургайской области (сейчас Кустанайская область Республики Казахстан). Казахское население, продолжавшее кочевать в пределах Верхнеуральского и Троицкого уездов Оренбургской губернии (в границах бывшего Новолинейного района) статистикой не учитывалось. Имелось и постоянное население, в пределах городской территории г. Троицка на правом берегу реки Уй существовал аул Бурумбай, в самом городе в местных медресе обучались учащиеся казахи. В Троицке издавался первый в истории журнал на казахском языке «Айкап», основателем и редактором журнала был педагог и писатель МухаммеджанСералин[4].
Возвращение казахов на постоянное место жительства в степные районы современной Челябинской области началось сразу после окончания гражданской войны. В 20-е годы ХХ века в Троицком округе Уральской области РСФСР (весь юг современной Челябинской области) материалы переписи 1926г. фиксируют более десятка небольших сельских поселений с казахским населением. Эти поселки как правило обозначались номерами – аул №8 и т.д[5]. Многие из них позже после коллективизации становятся животноводческими колхозами или отделениями более крупных хозяйств. После так называемого «укрупнения» начала 60-х годов ХХ века значительная их часть перестали существовать, однако часть из них сохранились до настоящего времени и по-прежнему большинство населения в них составляют казахи ( п.Арсланбаевский, п. Копал нагайбакского района, п. Свет, п. Заря Кизильского района и другие). В настоящее время большинство казахов Челябинской области проживает в южных районах дисперсно – в селах и поселках совместно с русскими, башкирами и татарами.
Сибиро-уральская научно-промышленная выставка. Киргизы Троицкого уезда. Башкиры Екатеринбургского уезда. 1887 год. Автор Н. Терехов. Фонды Свердловского областного краеведческого музея имени О.Е. Клера. (СМ-14342. Ф-514/б).
На снимке изображены две юрты: справа – казахская, слева – башкирская. Очевидны конструктивные различия: у казахской юрты форма верха близкая к полусферической (она имеет округлый купол, за счет гнутых в нижней части купольных жердей (уык)); у башкирской форма купола коническая (купольные жерди такой юрты прямые). У казахов, юрта так-называемого тюркского типа (с гнутыми купольными жердями) – единственный бытовавший вид этого мобильного жилища, у башкир распространены оба типа, тюркский на всей территории исторического проживания башкир, «монгольский» тип башкирской юрты ( с прямыми купольными жердями) – у северо-восточных башкир, особенно зауральских[1]. Двери башкирской юрты на снимке одностворчатые, открываются наружу, что характерно для юрт этого типа. У казахской юрты двустворчатые двери открыты внутрь, снаружи над дверью хорошо виден свернутый узорный войлочный полог (киiз есiк).
На молодых мужчинах казахах, стоящих на переднем плане, можно видеть верхнюю приталенную одежду бешмет бешпент: шелковую (?), с левосторонним запахом, с глухой застежкой на пуговицы и воротником стойкой; брюки (шалбар) надеты навыпуск поверх кожаной обуви; на голове тюбетейки с плоским верхом, украшенные кисточкой. У пожилого мужчины верхняя одежда бешпент темная, с правосторонним запахом, с застежкой на пуговицы подпоясана широким скрученным тканевым поясом, завязанным спереди сложным фигурным узлом. Поверх бешмета надета прямоспинная верхняя одежда шапан, на голове каракулевая шапка, штаны заправлены в сапоги етiк. На женщине, стоящей у юрты, светлое просторное платье (көйлек), поверх которого шелковый (?) камзол (қамзол), а сверху – шапан, на голове – белый головной убор с тюрбанообразным верхом, закрывающий голову и плечи
Слева на заднем плане башкиры – женщина и молодой мужчина. Мужчина одет в темную верхнюю приталенную одежду кәзәкей с левосторонним запахом с глухой застежкой на пуговицы и воротником стойкой, на голове тюбетейка түбәтәй с округлым верхом, на ногах сапоги. На женщине – приталенный камзол из шелковой ткани среднеазиатского производства с короткими достаточно узкими рукавами, из-под которых видны широкие длинные рукава просторной рубахи (күлдәк, күндәк); на голове платок, завязанный за два соседних конца под подбородком, сверху шапка ҡама бүрек с плоским верхом и меховым околышем, широко отороченным мехом выдры (?).
[1] Шитова С.Н. Традиционные поселения и жилища башкир. М.: Наука, 1984. С.132.
Киргизы с Тобола. Челябинский уезд Оренбургской губернии. Начало XX века (не позднее 1913 года). Фото П.А. Шихова (?). Фонды Центра историко-культурного наследия Челябинска (ОФ-170. А-69. Фото 26).
Юрта на снимке тюркского типа, покрыта поношенной кошмой. Справа от юрты традиционная жердевая конструкция, предназначенная в том числе для сушки курта и вяления мяса (согғым).
Казахская семья на снимке в летней одежде. Мужчина, стоящий справа на переднем плане, в нижней одежде: длинной и широкой белой рубахе жейде и штанах дамбал, заправленных в кожаные сапоги етiк; на голове меховая шапка бөрiк с низким меховым околышем. У мужчины, стоящего за ним, и мужчины, стоящего крайним слева, нижняя одежда дополнена легкой верхней одеждой без подклада жадағай, у мужчины справа подвязанная широким скрученным тканевым поясом белбеу. На голове у мужчины справа тюбетейка төбетей с округлым верхом, у мужчины слева – головной убор с плоским верхом. На пожилом мужчине, сидящем верхом, также темная верхняя одежда, но с левосторонним запахом и глухой застежкой на пуговицы, на голове шапка бөрiк, на ногах просматриваются высокие, подогнутые сверху, войлочные чулки (?)/голенища кожаной обуви (?). Женщины и девочки в светлых длинных просторных рубахах көйлек, на головах у девочек шапочки тақия с плоским верхом, у женщин – светлые платки, сложенные по диагонали и завязанные за два диагональных угла под подбородком.
Типы киргиз. Троицкий уезд Оренбургской губернии (?). Конец XIX – начало XX века. Фото Ф.И. Загорского. Фонды Троицкого краеведческого музея.
Все мужчины на снимке в верхней одежде с глухой застежкой, которая имеет правосторонний запах. У некоторых поверх нее надеты стеганные чапаны шапан, подпоясанные тканевыми поясами белбеу. Мальчик на переднем плане в бархатном приталенном бешмете бешпент, отороченном светлой тканью. Бешмет имеет правосторонний запах и глухую застежку с воздушными петлями на светлые (серебряные (?)) пуговицы. Все мужчины и мальчик в меховых шапках бөрiк, различающихся формой верха, высотой мехового околыша и видами меха на околышах.
Исмагжан Самжуреков с семьей. Троицкий округ Уральской области (?). 20 июня 1926 года. Фонды Троицкого краеведческого музея.
Состоятельная казахская семья снята у себя в доме, на фоне деревянной тщательно выскобленной, аккуратно проконопаченной стены. На стене развешана праздничная одежда: (справа-налево) шапан из среднеазиатской синей шелковой ткани с тонкой черной полоской, с подкладом из набивной светлой хлопчатобумажной (?) ткани с мелким рисунком; светлое шелковое платье көйлек, украшенное по подолу позументной бахромой; бархатный камзол қамзол, украшенный нашивками шелковой ленты (?)/ полосы блестящей ткани (?); два шелковых камзола, левый из ткани с цветным жаккардовым цветочным рисунком, оба с позументной отделкой, на правом просматривается клетчатый подклад; листья шуба тон, крытая шелковой тканью; верхняя одежда из среднеазиатской шелковой ткани (хан-атлас, адряс (?)).
Мужчина на снимке в шелковом чапане шапан поверх темной верхней одежды с глухой застежкой под горло, в шапке бөрiк с низким меховым околышем. Пожилая женщина в камзоле қамзол из темной ткани с мелким жаккардовым рисунком. У камзола короткий (до локтя) рукав, из-под которого виден длинный широкий рукав платья көйлек, на голове светлый платок, сложенный по диагонали и завязанный за два диагональных угла под подбородком. Девушка в светлом платье көйлек с высоким воротником-стойкой. Платье сшито из жаккардового шелка, по низу украшено позументной бахромой, нашитой волнообразно в три ряда. Поверх бахромы через равные расстояния нашиты длинные спиралевидные металлические (серебряные (?)) подвески. Рукава платья имеют очень пышную головку, вшитую в пройму со складками. Поверх платья одет бархатный камзол қамзол, обильно украшенный шелковой лентой (?)/ нашивками полос блестящей ткани (?) и позументной бахромой. Камзол имеет глубокий правосторонний запах и застегивается на две сканые (?) пряжки со вставками декоративных камней (?)/ цветного стекла (?). На правой поле камзола пришиты три позументные кисточки. В ушах девушки крупные дутые (?) серьги-калачи сырга, на пальцах многочисленные кольца (балдак, сакина). На голове шапочка тақия с султаном из перьев филина, украшенная по околышу золотной (?) вышивкой.
Рахметжан Самжуреков со своим бегунцом (2-й приз на сабан туе). Троицкий округ Уральской области (?). 20 июня 1926 года. Фонды Троицкого краеведческого музея.
Мужчина на фотографии (Рахметжан Самжуреков), держащий под уздцы лошадь, в широких брюках и френче, из этноспецифических элементов одежды – только шапка бөрiк с низким меховым околышем. Женщина на снимке в традиционной одежде: светлом длинном просторном платье, поверх которого надет темный камзол с правосторонним запахом с фигурной пряжкой –застежкой в верхней части, ниже пряжки по груди на правой и левой полах нашиты горизонтальные полосы скрепленных между собой серебряных (?) подвесок с монетами на цепочках – типичное украшение казахских камзолов первой половины XX в. Мальчики-подростки сидят верхом на лошадях без седел.
Галима Самжурекова. Троицкий округ Уральской области (?). 20 июня 1926 года. Фонды Троицкого краеведческого музея.
На снимке Галима Санжурекова сидит верхом на лошади. На женщине длинная бархатная верхняя одежда на стеганном (?) подкладе, с застежкой на пуговицы, отложным воротником, длинными рукавами с высокими обшлагами с мыском; по подолу выполнена декоративная машинная строчка. На талии женщины широкий кожаный пояс с фигурными металлическими (серебряными (?)) накладками (кемер белбеу). На ногах – кожаные сапоги с высокими наборными каблуками (жым етiк). На голове фетровая шляпа с довольно широкими полями.
На снимке хорошо видна нарядная сбруя лошади: чепрак из белого войлока, потник (подкладка под седло) из тисненой кожи, кожаные с металлическими клепками тибеньки (подкладка под стремя), седло с высокой передней лукой и седельной подушкой с чехлом из светлой жаккардовой ткани (парчи (?)), нагрудник и подхвостник, украшенные s-образными металлическими (серебряными(?)/ посеребренными (?)) бляшками-накладками, подпруги с крупной фигурной металлической пряжкой, уздечка с металлическими s-образными и продолговатыми накладками, трензеля с усиками (элемент строгой конской упряжи). В руке всадница держит повод. На руке просматриваются кольца с металлическими шариками.
Справа от женщины на лошади стоит Рахметжан Самжуреков с ребенком в вязанной кофточке и шапочке.
Сабан-туй.Город ТроицкТроицкого округа Уральской области. 1926 год. Фонды Троицкого краеведческого музея.
Сабантуй проводится на большой открытой площадке. На заднем плане видны казахские юрты. На переднем плане соревнования по тюркской традиционной борьбе куреш. Среди зрителей и участников, очевидно, присутствуют представители всех этнических групп населения Троицка и окрестностей: татары, казахи и довольно много русских. Одеты присутствующие по-разному: кто-то в городской одежде 1920-гг., некоторые в военной форме, некоторые в традиционной одежде: в толпе зрителей и на участниках просматриваются традиционные меховые шапки (бөрiк)