В данной части раздела «Татары Зауралья» представлены материалы по зауральским татарам-мишарям. использованы материалы из книги К истории тюркского населения Южного Зауралья XVII XIX вв.: сборник документов. – Челябинск, 2020 г.
Мещеряки (служилые мещеряки) – сословная группа, изменявшаяся на протяжении XVII – начала XX вв. В Зауралье основой формирования группы служилых мещеряков послужили переселившиеся с территорий Кадомского, Темниковского и других уездов по Оке – Средней Волге в начале XVIII в. группы служилых и ясачных татар. В 1740-х гг. мещеряки команды старшины Муслюмы Аширова получают от руководства Исетской провинции и Оренбургской губернии документы на земли по р. Теча и озёрам Чебакуль, Кунашак и т.д. (территория современного Кунашакского района Челябинской области), затем на земли по р. Чумляк (территория современного Сафакулевского района Курганской области).
В 1798 г. было создано Башкиро-Мещерякское войско и все служилые мещеряки и служилые татары Южного Урала и Зауралья вошли в состав группы мещеряков. В обязанности мещеряков входило несение военной службы. С 1754 г. регулярно отправлялись на границу (пограничную линию) отряды башкир и мещеряков. В 1855 г. Башкиро-Мещерякское войско было преобразовано в Башкирское. В 1863 г. было высочайше утверждено «Положение о башкирах», где говорилось, что входившие в состав Башкирского войска башкиры, тептяри и бобыли, мещеряки отныне управлялись на основании этого положения. Таким образом, мещеряки были включены в сословие башкир. Тем не менее, основная часть мещеряков сохранила свою идентичность и после революции, когда были отменены сословные различия, стали писаться мишарями/мещеряками либо просто татарами. Основные территории компактного расселения потомков мещеряков в Южном Зауралье – Кунашакский район Челябинской области, Сафакулевский район Курганской области. Разговаривают на мишарском диалекте татарского языка.
Жительница деревни Азаматовой. Деревня Азаматова Карасевской волости Челябинского уезда Оренбургской губернии. Начало XX века (не позднее 1913 года). Автор П.А. Шихов (?). Фонды Центра историко-культурного наследия Челябинска (ОФ-170. А-69. Фото 34, 35).
На фотографиях (фас и профиль) женщина-татарка средних лет в традиционной одежде конца XIX – начала ХХ вв. Она сидит (для анализа доступна верхняя часть костюмного комплекса, чуть ниже пояса). На ней рубаха күлмәк традиционного туникообразного покроя из нарядной сатиновой (?) ткани с характерным для татар и башкир Зауралья набивным цветочным орнаментом, напоминающим особую «зауральскую» вышивку тамбуром (полихромную, с заполнением внутренней поверхности орнаментальных мотивов). Рубаха с традиционным для татар глубоким передним разрезом, в котором виднеется нижний матерчатый нагрудник кукрәкчә. Воротник – традиционная стойка, отделанная рюшем. Поверх рубахи видим камзол – обязательный элемент традиционной одежды татарской женщины. Камзол туры камзол безрукавный, прямоспинный, на пуговицах (?), из темной хлопчатобумажной ткани, больше характерный для мишарок и башкирок. Казанские татарки, как известно, носили камзолы с приталенной спинкой оч/биш билле камзол (трех-пятишовные) с одной застежкой каптырма на талии.
Интересен своей эклектичностью головной убор женщины. Нижний головной убор, надетый непосредственно на волосы, украшен вышивкой (?) и напоминает салавыч – шапочку-волосник темниковских мишарей. Поверх него повязан платок «по-татарски» (завязан узлом под подбородком за два соседних угла). Комплекс головного убора венчает большое фабричное, как правило красное, покрывало кушъяулык – специфический элемент башкирского женского костюма.
Житель деревни Азаматовой. Деревня Азаматова Карасевской волости Челябинского уезда Оренбургской губернии. Начало XX века (не позднее 1913 года). Автор П.А. Шихов (?). Фонды Центра историко-культурного наследия Челябинска (ОФ-170. А-69. Фото 36, 37).
На фотографиях (фас и профиль) пожилой мужчина в традиционной верхней демисезонной/зимней одежде типа сырма – своеобразного аналога бешмета. Это прямоспинная с боковыми клиньями стеганая на вате и крытая светлой хлопчатобумажной (льняной (?)) тканью одежда. Сырма с глухим воротом (или с невысокой стойкой (?)) и вшивными рукавами застегнута справа налево на мелкие металлические (?) пуговицы (левосторонний тюрко-кочевнический запах верхней одежды). На голове мужчины меховая крытая темной материей «татарская» (четырехклинная) шапка кырпаулы бүрек с узким меховым околышем.
Житель деревни Азаматовой. Деревня Азаматова Карасевской волости Челябинского уезда Оренбургской губернии. Начало XX века (не позднее 1913 года). Автор П.А. Шихов (?). Фонды Центра историко-культурного наследия Челябинска (ОФ-170. А-69 Фото 38, 39).
На фотографиях (фас и профиль) мужчина средних лет в традиционной верхней демисезонной/зимней одежде сырма – прямоспинной с боковыми клиньями, стеганой на вате и крытой тёмной льняной (?) тканью домашнего производства, с левосторонним (тюркским) запахом и вшивными рукавами, с глухим воротом, из под которого виден отложной воротник нижней белой хлопчатобумажной рубахи күлмәк. Полы верхней одежды скреплены специальными нарядными застёжками каптырма в виде декоративно оформленного крючка-пуговки и металлической петли. На голове мужчины меховая крытая темной материей шапка кырпаулы бүрек традиционного татарского покроя: из четырех клиньев с узким меховым околышем.
Семья мещеряков. Деревня Азаматова Карасевской волости Челябинского уезда Оренбургской губернии (?). Начало XX века (не позднее 1913 года). Автор П.А. Шихов (?). Фонды Центра историко-культурного наследия Челябинска (ОФ-170. А-69 Фото 40).
На фотографии во внутреннем дворике крестьянской усадьбы видим фигуры мужчины и девочки в традиционной казанско-татарской одежде.
На переднем плане девочка пяти-шести лет в полный рост (вид спереди) в характерном именно для казанских татар выходном/праздничном наряде середины – конца XIX в., только без обуви (босая). Комплекс одежды на ребёнке является уменьшенной копией наряда взрослой девушки или молодой женщины. На девочке рубаха күлмәк, безрукавный камзол, головной убор калфак традиционных для казанских татар покроев, конструкций и декоративного оформления.
Рубаха өске итәкле күлмәк из легкой хлопчатобумажной ткани с мелким цветочным (?) орнаментом туникообразного покроя с воротом-стойкой, с верхним широким воланом. Волан пришит по линии груди выше талии. Шилась такая рубаха из прямого, перегнутого поперек полотнища, без шва на плечах, с ластовицами, с глубоким грудным (без приполка) разрезом. Грудной разрез прикрыт изү – специальным легким нагрудником полуовальной формы дугообразно декорированным ситцем, шелком, атласными лентами. Низ подола өске итәкле күлмәк украшен атласной лентой (?) или лентой домашнего кружева (?).
Поверх рубахи надет камзол өч/биш билле камзол (трех/пятишовный) – характерный для казанских татарок вид легкой домашней и выходной одежды. Камзол длинный, ниже бёдер, сатиновый (?) на подкладке из полосатой шелковой (?) ткани, традиционного сильно приталенного со спины кроя. Удлиненные камзолы более характерны для ранних комплексов казанско-татарского женского костюма (середины ХIХ в.). Для придания камзолу особой приталенности спинку кроили из двух половин (с вертикальным осевым швом), расширяющихся от талии к бедрам с помощью боковых клиньев. Центральный и два боковых клина образовывали специфические фалды.
На голове девочки видим калфак с твердым околышем (налобником) и мягкой бархатной (?) лопастью средних размеров. Это женский ранний (середины – конца XIX в.) вариант казанско-татарского калфака, девичьи вязанные или матерчатые калфачки были без налобника. Бархатный твердый околыш калфака украшает традиционная бисерная (жемчужная (?)) вышивка.
На фото справа видим стоящего мужчину (вид сзади) в традиционной для татар нижней одежде. На мужчине широкая, длинная до колен белая очевидно домотканая рубаха. Со стороны спины хорошо виден туникообразный её покрой. Рукав с ластовицей пришит к остову по прямой линии. Рубаха в соответствии с татарской традицией ничем не подпоясана, надета «в роспуск» («без креста и пояса, как татарин»). Рубаха надета в комплекте с белыми широкими домоткаными штанами ыштан; их традиционный тюркский покрой «с широким шагом» скрыт под рубахой. На голове – нижний (домашний) головной убор түбәтәй, представляющий собой небольшую, надеваемую на макушку шапочку полусферической формы (покрой на фото не просматривается), поверх которой при выходе на улицу надевали всевозможные матерчатые и меховые шапки. На ногах кожаные сапоги на твердой подошве, вероятно фабричного производства.
Муллы на сабантуе деревни Муслюмовой. Деревня Муслюмова Теченско-Башкирской волости Шадринского уезда Пермской губернии. Июнь1904 года. Фонды Пермского краеведческого музея (МОКМ 3605)
На фото представлено мужское население деревни всех возрастов (включая детей) и социальных групп, возможно после праздничного намаза. Мужчины и мальчики на снимке в традиционных для татар Зауралья одеждах конца XIX – начала ХХ вв. В центре композиции (сидят) исламские священнослужители в сопровождении почтенной публики. Поодаль, за их спинами, собрался простой сельский люд.
На муллах шелковая прямоспинная халатообразная одежда чапан, кожаная с высоким голенищем обувь итек; их головные уборы скрыты под белой чалмой. Находящиеся рядом с муллами мужчины одеты по-городскому. На молодом человеке, стоящем крайним справа, видим выходной җилән и тюбетейку с плоским верхом наподобие казанско-татарского кәләпүш. На одном из сидящих мужчин надета шапка из серого каракуля («бухарской мерлушки»); такие шапки носили обычно почтенные люди старшего поколения. На двух мужчинах, стоящих позади мулл, видим чалму, только темных оттенков, и халатообразную одежду, из-под которой у одного из них просматривается широко распространенная в Зауралье мужская выходная одежда казаки –своеобразный аналог казанско-татарскому камзолу. Казаки с низким воротником-стойкой хорошо виден и на сидящем рядом с муллой мужчине в серой каракулевой шапке.
Простые сельчане в самых разнообразных одеждах, бытовавших в это время в Зауралье. Из головных уборов представлены теплые шапки, крытые тканью с узким меховым околышем: циллиндрические с плоским верхом и четырехклинные «татарские»; тубетейки түбәтәй – круглые четырехклинные, одна из них с кисточкой на макушке, и тюбетейки с плоским верхом типа кәләпүш. На некоторых мужчинах надеты белые, валяные (катаные) из овечьей шерсти шляпы с полями тула эшләпә. На снимке можно видеть самые различные вариации выходной летней и демисезонной верхней одежды, в основном прямоспинной с левосторонним запахом – казаки, җилән, чикмән, бишмәт. На мальчике и одном взрослом мужчине верхняя одежда подпоясана матерчатыми кушаками эзәр. Обуь на сельчанах кожаная с высоким голенищем на твердой подошве – сапоги итәк.
Башкирки-мещерячки деревни Муслюмовой. Деревня Муслюмова Теченско-Башкирской волости Шадринского уезда Пермской губернии. Август 1902 года. Фонды Пермского краеведческого музея (НВ 6330-110).
На фото 9 группа молодых женщин с детьми в традиционных для Зауралья нарядах конца XIX – начала ХХ вв. Женщины и девочки-подростки 10-13 лет одеты совершенно одинаково, только девочки, в отличие от женщин, босые. На них одинаковые комплексы головных уборов, состоящие из нижнего убора түбәтәй калфак – декоративной шапочки-наколки в виде низкого (1,5-2 см) цилиндрика, изготовленного из бархатной ткани на твердой картонной основе и украшенного с лицевое стороны золотной или бисерной вышивкой. Поверх түбәтәй калфак видим две разновидности покрывалообразных уборов. Это француз яулык – большой хлопчатобумажный обычно красный с белым цветочным орнаментом фабричный платок, характерный и для поволжских татар. Француз яулык хорошо виден на девочках – третьей справа и слева. Платок повязан «по-татарски» – за два соседних угла с распущенным по спине полотнищем. Две девочки простоволосые, без головных уборов. Фигуры молодых женщин почти полностью скрыты под огромными, чрезвычайно характерными для сопредельных башкир, покрывалами кушъяулык, которые изготавливались из двух платков француз яулык. На фотографии слева между второй и третьей девочками просматривается женская фигура в кыекча – белом покрывале подтреугольной формы, края которого украшены тамбурной вышивкой. Покрывало кыекча характерно для зауральских татарок старшего поколения. Одежда в основном скрыта под покрывалами. Видны ситцевые с мелким цветочным орнаментом рубахи, отрезные по талии. На девочке четырех-пяти лет, крайней слева, надето традиционное для казанских татар платье с матерчатым нагрудником изү. На девочке, третьей справа, видим короткорукавный, также характерный для казанских татар, камзол с сильно приталенной спинкой оч/биш билле камзол.
Мальчики на фото также в традиционных одеяниях. Малыш, на руках матери слева, в теплой с узким меховым околышем «татарской» шапке кырпаулы бүрек. На ребенке, на руках справа, надет нижний головной убор түбәтәй. На них светлые просторные рубахи күлмәк. В центре композиции мальчик в длинной с центральным грудным разрезом рубахе, без воротника, надетой, как у взрослого мужчины, «по-татарски» (навыпуск).