При подготовке раздела использованы материалы из книги К истории тюркского населения Южного Зауралья XVII XIX вв.: сборник документов. – Челябинск, 2020 г.
Нагайбаки – один из малых коренных народов России, проживающий на территории Челябинской области. Численность нагайбаков по переписи 2010 года – 7679 человек[1]. Язык нагайбаков считается диалектом татарского языка, по вероисповеданию они православные христиане. До революции 1917 года все нагайбаки входили в состав Оренбургского казачьего войска.В пределах современной Челябинской области нагайбаки проживают с 1842–1843 гг. Сюда они были переселены с территории Белебеевского уезда Оренбургской губернии (ныне Бакалинского района Республики Башкортостан), где предки нагайбаков ? упоминаются в исторических источниках с 20-х годов XVIII столетия. А в 1733 году, согласно указу императрицы Анны Иоановны они были определены в «службу казацкую».[2]
В Челябинской области нагайбаки исторически проживают в 11 сельских населённых пунктах, расположенных двумя группами. Населённые пункты исторического проживания нагайбаков южной (верхнеуральской) группы – с. Фершампенуаз, п. Париж, п. Кассель, п. Остроленка, п. Требия, п. Астафьевский – находятся на территории Нагайбакского района Челябинской области; северной (троицкой) группы: с. Варламово (ранее станица Верхнеувельская), д. Попово, п. КлючёвкаII-я (Лягушино), п. Болотово в Чебаркульском и п. Краснокаменка в Уйском районах. Названия групп – «верхнеуральская» и «троицкая» связаны со старым административным делением. Нагайбаки проживали в пределах Верхнеуральского (южная группа) и Троицкого (северная группа) уездов Оренбургской губернии. Для северной группы помимо этнонима нагайбаки закрепился и ещё один – бакалы, «троицкаябакала».
Казаки I-го оренбургского казачьего полка. 1908-1911 гг. Фонды музея истории села Париж Нагайбакского района Челябинской области.
Значительная часть казаков на снимке – нагайбаки из поселка Парижский Великопетровской станицы. Большинство казаков одеты в форменные казачьи шаровары со светло-синими лампасами приборного цвета Оренбургского казачьего войска, рубахи «ермаковки» с нагрудными клапанами, закрывающими грудной разрез и фуражки со светло-синими околышами. Во втором ряду, первый, второй и четвертый слева казаки – в коротких теплушках. Казаки во втором ряду третий слева и в третьем ряду первый слева – в рубахах-косоворотках и гражданских двубортных пиджаках, широко бытовавших у оренбургских казаков всех этнических групп как выходная бытовая одежда. У стоящего слева казака, одетого в пиджак, хорошо видны лампасы на шароварах. Такое сочетание форменных шаровар с гражданским пиджаком вполне типично для казаков. Нужно отметить, что казаки в пиджаках и теплушках без погон и без оружия. Можно предположить, что они уже не служат в полку и приехали навестить родственников, находящихся на действительной службе.
Никаких этноспецифических элементов в одежде казаков-нагайбаков на снимке нет, хотя далеко не все они одеты «по форме», что достаточно типично, т.к. у нагайбаков в мужской выходной одежде абсолютно преобладали элементы официальной форменной одежды; одежды, сшитой по городской европеизированной моде и особого типа военизированной одежды, формирующейся в казачьей среде на основе взаимодействия форменной и народной одежды. Элементы традиционной одежды и обуви сохранялись в рабочей и отчасти повседневной одежде, но она не попадает на подобные парадные фотографии.
Казаки-нагайбаки из поселка Кассельского. Поселок Кассельский Верхнеуральской станицы Верхнеуральского уезда Оренбургской губернии. Начало XX века. Фонды музея национальных культур с. Кассель Нагайбакского района Челябинской области.
Казаки, стоящий слева и сидящий в центре одеты в короткие теплушки с прорезными нагрудными карманами с левой стороны. К теплушкам пристегнуты погоны. Теплушка входила в комплект казачьего обмундирования как поддевка под мундир или шинель и могла носится без мундира и шинели как нестроевая одежда при выполнении хозяйственных работ или в свободное время, а в качестве строевой допускалась только на домашних учениях. Вне службы теплушка стала у всех этнических групп оренбургских казаков одним из самых популярных типов выходной верхней одежды мужчин всех возрастов.
На фотографии казак, сидящий справа одет в светлую (вероятно серую) суконную рубаху с нагрудным клапаном – «ермаковку», украшенную декоративной машинной строчкой. Этот тип рубахи, видимо не закрепленный приказами, широко бытовал не только как праздничная и выходная рубаха в домашнем быту всех этнических групп казаков, но носился и во время службы в полках. Казаки подпоясаны кавказскими наборными поясами. Возможно фотографии сделаны во время действительной службы в полку. Казаки на фотографии соответствующего примерно одинакового возраста.
Казаки-нагайбаки из поселка Парижского. Поселок Парижский Великопетровской станицы Верхнеуральского уезда Оренбургской губернии. Начало ХХ века (между 1913-1917 гг.) Фонды музея истории села Париж Нагайбакского района Челябинской области.
Казаки на снимке в первом ряду в полевой форме: шароварах с лампасами, суконных гимнастерках с косым воротом, образца 1912 года и полевых фуражках с околышем защитного цвета. Во втором ряду пожилой мужчина крайний слева в темной теплушке (поддевке); на ногах просматриваются валенки. Молодые казаки во втором ряду в походных мундирах, образца 1908 года: на пуговицах, с накладными карманами и в полевых фуражках. Все казаки в черных кожаных сапогах.
Казаки-нагайбаки из поселка Парижского. Поселок Парижский Великопетровской станицы Верхнеуральского уезда Оренбургской губернии. Начало ХХ века (между 1913-1917 гг.) Фонды музея истории села Париж Нагайбакского района Челябинской области.
Казаки на снимке в первом ряду в полевой форме: шароварах с лампасами, суконных гимнастерках с косым воротом, образца 1912 года и полевых фуражках с околышем защитного цвета. Во втором ряду пожилой мужчина крайний слева в темной теплушке (поддевке); на ногах просматриваются валенки. Молодые казаки во втором ряду в походных мундирах, образца 1908 года: на пуговицах, с накладными карманами и в полевых фуражках. Все казаки в черных кожаных сапогах.
Женщины в парочках – юбках и кофтах из одинакового или подходящего по цвету и фактуре материала. На головах – платки, повязанные «по-русски» – сложенные по диагонали (треугольником) и повязанные спереди под подбородком за два диагональных конца («по-уличному»). Младенец на руках матери завернут в стеганое одеяло с лоскутным декором по краю.
Семья казаков-нагайбаков из поселка Кассельского. Поселок Кассельский Верхнеуральской станицы Верхнеуральского уезда Оренбургской губернии. Начало XX века. Фонды музея национальных культур с. Кассель Нагайбакского района Челябинской области.
Семья казаков-нагайбаков из поселка Кассельского. Поселок Кассельский Верхнеуральской станицы Верхнеуральского уезда Оренбургской губернии. Начало XX века. Фонды музея национальных культур с. Кассель Нагайбакского района Челябинской области.
Женский костюм верхнеуральских нагайбаков оказался под сильным влиянием «русской» городской моды. В начале ХХ века праздничная и выходная одежда чаще всего представляла собой парочки или платья модного городского покроя. Однако женщины всех возрастов сохраняли приверженность традиционным металлическим украшениям: серьгам, браслетам и кольцам, шейно-нагрудным украшениям различного типа. На снимке хорошо видны кольцевые серьги «лунницы»: пластинчатые у женщины слева и дутые у женщины справа. Браслеты обычно надевали на обе руки. На руках женщины, сидящей слева, мы видим широкий пластинчатый браслет, украшенный самоцветами или стеклянными вставками и браслет в виде цепочки сложного плетения. Один из браслетов девушки, стоящей справа, узкий пластинчатый с шариками на концах. Комплекс шейно-нагрудных украшений состоит из длинного узкого монетного нагрудника с тремя вертикальными рядами крупных монет, сверху одет металлический шейный обруч с подвесками из крупных монет и ожерелье в виде двух рядов цепочки с подвешенными на петлях монетами.
Нагайбачка Васса Сергеевна Арапова из п. Кассельский. Поселок Кассельский Верхнеуральской станицы Верхнеуральского уезда Оренбургской губернии. Начало XX века. Семейный архив Т.И. Васильевой.
На снимке нагайбачка в традиционной одежде: домотканой рубахе күлмәк и домотканом переднике (алчүпрәк, алъяпкыч). На рубахи нагайбачки всегда использовали пестрядинные ткани полотняного переплетения, выполненные в технике двухремизного ткачества на горизонтальном ткацком стане. Цвета такой пестряди были очень устойчивы. Для образования рапорта домоткани на рубахи брали нити от трех до пяти цветов, всегда со значительным преобладанием темно-красного цвета. Поверх рубахи надевали домотканый передник с узкой грудкой. Праздничные передники выполняли в технике выборного ткачества. На данном снимке однотонные выборные розетки вытканы по фону из крупной клетки. Клетка на передниках всегда была заметно крупнее клетки на рубахах. Костюм дополняет нагрудное украшение муенса на тканевой основе, расшитое монетами. На голове женщины платок, повязанный «по-русски».
Девушки-нагайбачки из поселка Поповский. Поселок Поповский Верхнеувельской станицы Троицкого уезда Оренбургской губернии. 1918 – начало 1930-х гг. Фонды музея нагайбакской культуры деревни Попово Чебаркульского района Челябинской области.
На снимке девушки, стоящие сзади, в традиционных домотканых рубахах күлмәк из пестряди в мелкую клетку. У нагайбаков троицкой группы (троицкой бакалы) домотканая одежда бытовала до середины XX века. Часто рубаха дополнялась домотканым передником (алчүпрәк, алъяпкыч) с выборными узорами на клетчатом фоне. Но на данном снимке поверх домотканых рубах одеты передники из фабричной ткани с широкими лямками, переходящими на спину до пояса, с широкой оборкой по низу подола. На головах девушек платки, повязанные «по-русски» – сложенные по диагонали (треугольником) и повязанные сзади за два диагональных конца. Костюм дополняет нагрудное украшение муенса на тканевой основе, расшитое монетами. В верхней части муенса хорошо виден металлический шейный обруч с подвесками из монет. Девушка, сидящая на стуле в парочке – кофте с юбкой, дополненной передником без грудки из фабричной хлопчатобумажной белоземельной ткани с мелким цветочным рисунком. Такой тип одежды (юбка-кофта-передник), сшитой по адаптированной городской моде, сосуществовал с традиционным комплексом домотканые рубаха-передник у троицкой бакалы с конца XIX в. до 1930-40 гг., а в костюме пожилых женщин сохранялся существенно дольше.