В разделе использованы материалы из книги К истории тюркского населения Южного Зауралья XVII XIX вв.: сборник документов. – Челябинск, 2020 г.
Татары второй по численности народ в Российской Федерации. По переписи 2010-го года, она составляет 5 310 649 человек. Самая многочисленная группа проживает в Республике Татарстан, значительные группы живут на территории Башкортостана, Сибири, Центральной России. В Челябинской области проживает 180,9 тысяч человек. Компактные поселения татар имеются в Кунашакском, Красноармейском, Октябрьском, Ашинском, Нязепетровском, Чебаркульском, Чесменском, Уйском, Агаповском, Варненском, Нагайбакском, Пластовском и других районах области, а также во всех городах.
Татарский язык относится к кыпчакской подгруппе тюркской группы алтайской семьи языков и делится на три диалекта: мишарский, казанский и сибирский.
Основная часть татар исповедует ислам, но есть небольшая группа православных (кряшены).
С X века по 1927 год существовала татарская письменность на основе арабской графики (тюрки), с 1928 по 1936 годы использовалась латинская графика (яналиф), с 1936 года вплоть до настоящего времени используется письменность на кириллической графической основе.
В складывании башкирского народа приняли участие разные этнические группы тюркского, финно-угорского, монгольского происхождения. Что касается истории XVII-XIX вв., то XVII веке для постройки ряда острогов, напримерИсетского, Катайского были набраны, в основном, татары из Поволжья. На севере области в это время жили ясачные татары. Служилые татары участвовали в строительстве крепостей и их охране. В Челябинской, Чебаркульской, Миасской и других крепостях несли службу татарские казачьи отряды вплоть до начала XX века.
По мере развития экономики, организации при Троицкой крепости Менового двора, затем ярмарки. Постепенно увеличивается число ремесленников, торговцев, земледельцев из татар, переселившихся на Южный Урал.
Городские татары занимались преимущественно торговлей (розничной и оптовой), также были вовлечены в сферу обслуживания и городские ремесла. Татарские общины в городах Зауралья начали формироваться еще в XVIII в., в XIX в. они становятся достаточно многочисленными, особенно в Троицке, ставшем одним из центров восточной торговли Российской империи, в которой татарские купеческие фамилии традиционно играли важную роль. Городские татарские общины Троицка и Верхнеуральска формировались за счет интеграции выходцев из различных территориальных и этнографических групп поволжско-приуральских татар, при доминировании казанско-татарского компонента.