БАГАРЯКСКАЯ СЛОБОДА

 

 

Огромная территория Южного Урала осваивалась с XVII века переселенцами, выходцами с российского юга и севера. Для закрепления государственных границ строились опорные пункты – остроги, слободы, крепости и монастыри. Колонизация распространялась вдоль больших рек – Миасса, Исети, Течи, Синары и их притоков. Так, на одном из них в 1688 году возникло старейшее русское поселение Багаряк.

 

 

При строительстве Багарякской слободы был возведён в виде укреплённой крепости по общегосударственным правилам «лежачий острог» с «рублеными» стенами и башнями по периметру. С архитектурной точки зрения, крепостное сооружение способствовало усилению значимости застройки, созданию выразительности его силуэта и разнообразию восприятия. В документах, таких как «Переписная книга Тобольского уезда 1707 года», находим графическое изображение и описание: «… Лежачий острог, рублен валом, мерою 134 сажени. В числе построек: башня проезжая четырёхугольная на 3 сажени, вышина той башни 5 саженей, обламов 2 аршина ряду 2 сажени. На той башне чердак для караула в степь, от воровских воинских людей». Облом или облам – полка, выступ на стене, все деревянные острожки рубили с обломом, для удобства защиты. Документы такого рода знакомят с истоками строительства первых крепостей на Урале.

 

В систему оборонительных укреплений включались различные постройки: амбары, избы, церковь со звоном, земляные валы, рогатки, надолбы и окружающие рвы. Так, с западной стороны дополнительным рубежом становится река Багаряк. Она не только защищала, но и подчёркивала природным очарованием архитектурную композицию крепости. Церковь, во Имя Вознесения Господня и во Имя Великомученицы Екатерины, «рубленная» с двумя приделами, за ветхостью была сломана, новая просуществовав недолго – в 1817 году сгорела вместе с архивом». Через полгода на прежнем месте была возведена каменная церковь в традициях уральского барокко, трёхчастной композиции по типу «кораблём».

 

 

Находясь на высоком берегу реки, здание церкви служило ориентиром с дороги, идущей от Челябинского тракта, соединившей Екатеринбург и Шадринск – крупнейшие центры Среднего и Южного Урала. Зимой через село вереницей проходили обозы с товарами из Челябинска, Касли и Кыштыма на Ирбитскую ярмарку. В результате, на площади возник торжок (рынок). Для приезжих на просторной площади под тесовыми навесами сооружались прилавки, где торговали хлебом, скотиной и продуктами. Так в характере Багарякского селения отразились разные стороны развития края: торговые, культурные и духовные.