ДАЛМАТОВСКИЙ МУЖСКОЙ СВЯТО-УСПЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Далматовский мужской Свято-Успенский монастырь был основан в середине XVII века пришлым старцем Далматом. На левом берегу Исети вырыл Далмат в овраге пещеру-землянку, затем над пещерой были построены часовня и келья. После набега калмыков в 1651 году Далмат отстраивает мужской монастырь и обносит его деревянной оградой. Теперь монастырское строительство поддерживало и государство. В 1654 году монастырю в вотчинное владение передано по царской грамоте 160 десятин земли. 1662 год был трагическим в судьбе Далматовского монастыря: и монастырь, и деревни вокруг него были разграблены, сожжены башкирами. Однако вскоре жизнь монастыря и окрестных деревень удалось вернуть в прежнее русло.
К 90-м годам XVII века монастырь — мощное звено сибирской оборонительной линии, обладающее десятью пушками с двумястами ядер, десятками винтовок, мушкетов, пищалей, карабинов, большим запасом пороха, пуль.
Бедствием для монастыря были не только набеги калмыков и башкир, но и пожары. В январе 1707 года в хлебной келье вспыхнул пожар, уничтоживший три церкви, половину ограды и часть келий. Через год в огне погибли остальные постройки. Сгорела большая часть монастырского архива. Монастырь было решено возводить заново из камня и кирпича. Строительство монастырской крепости длилось более полувека. Начинали его приглашенные из Соликамска, Верхотурья и других уральских городов строители, а заканчивали во второй половине XVIII века их ученики — жители села Николаевского.
Славилась в монастыре столярная келья, где изготавливали изделия из дерева — иконостасы, иконные лавки, перила, требующие сложной обработки: токарной и резной работы. Был известен монастырь благодаря своим иконописцам, создававшим немало икон, расписывавшим стены монастырских церквей и других храмов Зауралья. В 1719 году при монастыре открылосьучилище для детей священнослужителей. В 1735 году была учреждена славяно-российская школа, в 1761 году — славяно-российская семинария.
Далматовский монастырь смог выдержать не только осаду восставших крестьян («Дубинщина» 1762—1763 гг.), но и штурм отрядов Пугачева.
В XIX столетии, когда рубежи российского государства отошли далеко на юг и на восток, Далматовский Успенский монастырь оказался вдали от границ. Следовательно, потерял свое оборонительное значение, но сохранял статус просветительского и культурного центра вплоть до 20-х годов XX века.
После революции в начале 1920-х годов монастырь был превращен в музей. В 1930 году единственный на Урале Далматовский музей-монастырь был закрыт; в этом же году со Скорбященской церкви снесли купола. Главная святыня – чудотворная Далматская икона Божией Матери исчезла. Благодаря краеведу В. П. Бирюкову удалось спасти и вывезти в Шадринск большую часть монастырского архива. В годы советской власти на территории монастыря располагались различные учреждения культуры, в послевоенные годы монастырский комплекс отдан заводу «Молмашстрой». Главный храм обители – Успенский собор был переоборудован под цех, колокольня снесена. Частично разрушена монастырская стена, разобрана северо-западная башня – «Красный бастион». На территории монастыря построены корпуса заводских цехов, городская котельная. Постановлениями Совета министров РСФСР от 1952 и 1974 годов комплекс Далматовского монастыря признан памятником истории и культуры республиканского (общероссийского) значения.
На данный момент монастырь является не только туристической достопримечательностью, но и выполняет своё прямое предназначение – несколько лет там обитают и совершают службы монахи.